Наша группа
Вконтакте!
+7 812 490 67 80

Улица Есенина, 19, корп. 2

10:00 - 18:00

Пн - Пт

+7 921 312 46 05
980 56 50

10:00 - 19:00

Ежедневно

Камень и вода в традиции китайского сада

12 мая 2016
Камень и вода в традиции китайского сада

Главными структурными элементами, которые включал в себя китайский сад, всегда являлись вода и камень - воплощение инь и янь, женского и мужского, темного и светлого начал.

Вода – символ вечного движения и вечности в целом, непрерывное течение времени, а также, «зеркало мироздания», способное отражать в себе объекты бытия. В этой связи, вода обязательно присутствовала в виде ручья или водопада, а также, в виде пруда или заводи, то есть, в движущейся и статичной формах.

Согласно представлениям геомантии, вода в своей стоячей ипостаси – это накопитель ци (положительной энергии), а движущаяся – проводник этой энергии. При правильном сочетании этих структур, с точки зрения фэн-шуй, это очень благоприятно сказывалось на энергетическом балансе посетителя.

Беседки и павильоны размещались таким образом, чтобы отражаясь в воде являть собой отдельную композицию. Крыши павильонов устраивались так, чтобы дождь стекал по скатам подобно водопаду.

Водоемы выполняли и чисто практическую функцию: из ручьев набирали воду для нужд хозяйства, пруды использовали для катания на лодках и разведения декоративных рыб (созерцание их было возведено на уровень особого искусства, положительно сказывающегося на развитии чувственности).

Китайский сад   Китайский сад, вода и камень

Согласно фэн-шуй, вода – это необходимый элемент у входа в дом. Поэтому жилые строения старались размещать у реки, пруда или ручья. Линия дорожек и мостиков всегда была сложной и изломанной, что направляло ци и способствовало ее правильной циркуляции. К примеру, если за беседкой рос бамбук, а между ним и беседкой, огибая ее, тек ручей – это было идеальным элементом по фэн-шуй. Смысл его в том, чтобы нейтрализовать дурное влияние окружающих утесов, скал и внешних водных потоков. Именно растения за беседкой (домом) и бегущая свежая вода перед ними – лучшее средство правильно распределить ци. Извитость русла тоже не случайна: прямые линии и углы для ци губительны.

Другим непременным компонентом, который включал в себя китайский сад, являлся камень. Он воспринимался одновременно как рукотворный и природный материал, созданный природой и обработанный человеком. Правильное расположение каменных объектов помогало ввести пространство в энергетический круговорот космоса. Как ни странно, в истории культуры Китая изготовление художественных произведений из нефрита и яшмы были делом народных мастеров, в то время как простые булыжники украсили собой самые знаменитые китайские сады нашли свое место в произведениях известных художников.

Эстетическое восприятие камней определяется концепцией дао уподоблять себя по простоте обычному камню и конфуцианскому стремлению к совершенствованию себя, доведенному до изысканности нефрита и яшмы.

Внимание уделялось в первую очередь причудливости формы, считая ее воплощением космической жизненной силы. Согласно правилам геомантии, камни делили на пять типов, соотносящихся с пятью первичными элементами (металл, огонь, вода, земля и воздух). Сочетание различных форм тщательно продумывалось. Об этом создавались отдельные трактаты. Различали пористые, ноздреватые, дырчатые, морщинистые и продолговатые, «врастающие в землю», «убегающие», «бегущие друг к другу».

Весьма разнообразны были и способы размещения камней. Принимая во внимание сходство искусства пейзажа и ландшафтного дизайна, принцип расположения объектов по типу «пейзажного свитка» использовался очень часто.

Особенно знатоки ценили в камне «проницаемость», позволяющую ощутить его толщу; «худобу», оставляющую впечатление изящества и легкости; «открытость», позволяющую оценить красоту отверстий и пустот. Свойства объектов открывались в зависимости от места и способа постановки: в группе или одиночно, как дополнение к архитектурному сооружению или самостоятельно, во взаимодействии ли с водой или как самостоятельную эстетическую единицу.

Особенно ценились валуны, извлеченные из озера Тайху. Их стоимость можно сравнить с ценами европейских античных статуй. Бьющие из дна озера ключи пробуравливали камни и создавая внутри них пустоты. Это тут же поднимало их стоимость и эстетическую ценность, ведь, китайцев интересовал не камень как таковой, а пустоты внутри него, так называемое, «пойманное» пространство. Сложная конфигурация пустот создавала резонирующее и энергетически наполненное пространство. Находку трогали, гладили, стучали по ней специальной палочкой, так как каждая из них имела свое собственное, неповторимое звучание. Камни в китайском саду были воплощением важного эстетического принципа живописи, а живопись мастера, как говорили китайцы, должна «звучать», то есть, вызывать у зрителя звуковые ассоциации.

Камни из озера Тайху, как правило, размещали в середине небольших водоемов. Камень мужское начало ян, вода — женское, инь. В совокупности они составляли Великий Предел, были воплощением игры метаморфоз. С той же целью разводили в прудах черных (инь) и красных (ян) рыбок. Зачастую одиночные глыбы устанавливались «наоборот» — основанием вверх, чтобы нижняя часть была уже и легче верхней. В понимании китайцев, выйти за пределы поднебесного мира было можно, увидев вещи зеркально отраженными, а такая «опрокинутая» постановка олицетворяла собой именно «преднебесное» состояние материального объекта.

Популярны были и кремниевые валуны с Куньшань (Цзянсу), а также, темные сталактиты пещер Инчжоу (Гуандун). Первым приписывали способность отдавать тепло растениям, вторые же – могли вбирать медь. Их использовали для создания искусственных гор возле уединенного павильона.

 

Китайский сад — это игра метаморфоз и череда превращений, что символизирует полноту и многообразие жизни. Тут можно часто столкнуться с уподоблением утесов облакам, как утверждением идеи единства мира. Пейзажисты часто рисовали облака в виде скалистых ландшафтов-миражей, а горные вершины — в виде низких облаков. Тем же руководствовались и ландшафтные дизайнеры.

Последние проекты
Полезные статьи

Создание ландшафтного газона

12 мая 2016

Англичане говорят в шутку, что создать газон очень просто. Просыпаешься каждое утро и косишь траву. И так 300 лет. Это действительно правда. Из каждого участка невспаханной земли методом регулярного подстригания и скашивания может получиться газон. Этот дешевый способ имеет несколько условий и недостатков. Главным минусом является невозможность контроля видового состава газона. Лужайку обязательно заселят вездесущие одуванчики, сорные травы, надоедливый пырей. Как же правильно создавать английский газон?

Камень и вода в традиции китайского сада

12 мая 2016

Главными структурными элементами, которые включал в себя китайский сад, всегда являлись вода и камень - воплощение инь и янь, женского и мужского, темного и светлого начал. 
Вода – символ вечного движения и вечности в целом, непрерывное течение времени, а также, «зеркало мироздания», способное отражать в себе объекты бытия. В этой связи, вода обязательно присутствовала в виде ручья или водопада, а также, в виде пруда или заводи, то есть, в движущейся и статичной формах.